Пузырьки и свобода творчества (любопытные приемы работы в Photoshop), 2001

После нескольких лет работы в Photoshop я вдруг заметил то, что столько времени лежало незамеченным под самыми ногами. Я имею в виду различные режимы закрашивания и перекрытия слоев в сочетании с градиентными заливками.

То есть я, конечно, пользовался ими, но никаких «откровений» из этого не получалось. В свое время гениальный и титанический Kai Krause открыл для себя и для мира создание определенного эффекта «пузырьков», который получается при использовании радиальных градиентов в режиме закрашивания Lighten. Об этом я прочитал в раритетной нынче «Библии пользователя Photoshop 3.0».

Замечательная, кстати сказать, книга, написанная замечательными авторами: Диком Мак-Клеландом и Робертом Филипсом. Из-под пера Мак-Клеланда вышли и последующие «библии» посвященные очередным версиям программы, но та книжка была исполнена особенной свежести и нерва первооткрывательства…

Так вот. Темы глав этой книги, посвященные упомянутым режимам закрашивания, мне показались 3 года назад достаточно абстрактными и я не уделил им должного внимания. А недавно, открыв книгу, я случайно заинтересовался этой темой и присел за эксперименты. В общем эксперименты продолжались несколько дней подряд, я забросил все остальные дела, настолько это оказалось увлекательным. Кто не пробовал — рекомендую. Радость «чистого творчества» вам обеспечена. Для тех, кому не знакома эта тема в подробностях, объясняю отправную точку для экспериментов:

1. Создайте новый документ примерно 300×300рх.

2. Нажмите клавишу D, чтобы назначить цвета переднего и заднего планов принятыми по-умолчанию, т.е. черный — цвет переднего плана, а белый — background. Затем — Alt+Del для закрашивания всего документа в черный цвет.

3. Включите для инструмента «градиент» радиальный тип, а в режимах закрашивания инструмента включите пункт Lighten.

4. Нажмите клавишу Х чтобы поменять местами цвета переднего и заднего планов.

5. Теперь инструментом «градиент» закрасьте несколько небольших близлежащих участков на своем холсте. В результате у вас получится нечто подобное этому рисунку:

 

В режиме Lighten окрашиваются только те пикселы, цвет которых темнее цвета, который вы используете в своем инструменте. Меня просто потрясла математическая четкость и чистота получившегося эффекта. Естественно — это только отправная точка для ваших последующих экспериментов. Между «Биоманией» и рисунком с пузырьками не очень много общего. Верно. Но прошу поверить на слово, что «так это все начиналось». Продолжим, азарта ради, наш эксперимент далее и сделаем что-нибудь в таком же духе.

6. Создаем дубликат слоя, снова жмем Х, чтобы поменять местами основные цвета и протягиваем «гадиентом» (теперь уже в линейном режиме) по диагонали из верхнего левого угла холста в правый нижний. Получаем то, что мы видим на рисунке 2:

 

Я понятия не имею, чем именно закончится (и на какой стадии) этот акт творческого волеизъявления. Важен сам процесс, так сказать. Естественно, я буду совершать гораздо больше телодвижений мышкой, чем это отражено в пунктах меню — поиск есть поиск. Но мы зафиксируем то, что являет более или менее интересный результат. Итак далее.

7. Поигравшись немного с режимами перекрытий слоев, я остановился на пункте Difference, получив при этом немного устрашающий силуэт под номером 3:

 

8. Теперь мне пришло на ум поместить этот последний силуэт под исходное изображение и опять побаловать режимами. Для этого копируем в буфер нижнее изображение №1, сливаем слои вместе чтобы зафиксировать в обычном режиме изображение №2. Затем создаем пустой слой и вклеиваем на него содержимое буфера. Осталось поменять слои местами и снова побаловаться режимами. Пункт Overlay дает нам результат, чем-то напоминающий яичницу №:4.

(Совет: делайте независимые копии на интересных этапах своей работы (меню: image|duplicate), чтобы не беспокоиться об их утере в процессе дальнейших экспериментов и иметь возможность свободно комбинировать все эти изображения в дальнейшем).

 

На этом месте вас ждет интересное заявление: я вдруг все так же экспромтом понял, что затея описать весь процесс до конца выльется в объем хорошей повести. Пожалуй, это слишком. Я наверное просто помещу далее итоговые опусы так, чтобы связь с исходниками просматривалась достаточно отчетливо. В конце концов для меня важно пробудить ваш интерес и очертить проблему принципиально. С богом.

Ну вот. После трех чашек утреннего кофе и примерно полутора часов экспериментов показываю:

Еще раз общие принципы:

    • Работа «градиентами» в различных режимах закрашивания (окромя Lighten существует еще кажется 17 режимов — и все к вашим услугам).
    • Сочетание различных режимов перекрытия слоев.
    • Использование инструментов выделения (преимущественно Color Range) для целевой обработки отдельных участков.
    • Применение фильтров. Опять таки не «сплошняком», а применительно к отдельным областям изображения. Лично я использовал стандартные фильтры Photoshop и KPT5 для дополнительного текстурирования участков изображения. Этого тяжелого вооружения от Kai Krause мне пока хватает «за глаза».

Из черной пустоты получается нечто вещественное и любопытное. Нарисовать подобное каким-либо иным способом чрезвычайно затруднительно. Какой в этом практический смысл? Какой смысл в радости творческого процесса — вопрос досужий. Но все же.

    • Таким способом можно создавать уникальные текстуры для 3D проектов.
    • Это могут быть интересные карты для альфа-каналов и модификаторов типа displacemap.
    • Наконец, это просто удовольствие.

Кроме того это подходящий повод для более глубокого и интересного изучения свойств инструментов Photoshop. В любом случае это обогатит ваш инструментарий как в обработке изображений, так и в создании их с ноля.

Успехов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *